К ВОПРОСУ КОНСТРУИРОВАНИЯ ДОРОЖНЫХ ОДЕЖД С КОМПОЗИЦИОННЫМ СЛОЕМ В ОСНОВАНИИ. ЧАСТЬ 4
Для пятифакторной математической модели коэффициенты уравнения регрессии определены по формулам [6].
Отбрасывая незначимые коэффициенты после проверки по t-критерию Стьюдента при 5-процентном уровне надежности (tТ=2,02), окончательно запишем выходной параметр в виде уравнения регрессии:
где yti – коэффициент пустотности решетчатой плиты сборного основания.
Для оценки адекватности полученного уравнения регрессии воспользуемся F-критерием Фишера. Уравнение считается адекватным, если расчетное значение Fр меньше табличного значения FT, которое находится в зависимости от доверительной вероятности и числа степеней свободы. Для рассматриваемой задачи принята доверительная вероятность r = 0,95 (Fр = 1,63) < (FT = 1,80), т. е. математическая модель адекватна.
С использованием зависимости (10) был произведен анализ степени влияния каждого фактора на величину коэффициента пустотности решетчатой плиты. При варьировании толщины решетчатой плиты коэффициент пустотности изменяется на 32%, угол наклона боковых стенок – на 49%, число отверстий – на 46%, длина призмы – на 60%, радиус закруглений – в 2,3 раза.
Для назначения оптимальных геометрических параметров решетчатой плиты сборного основания необходимо решить задачу оптимизации:
KП = f(h, a, R, n, L) ® max. (11)
Продифференцируем (10) по X3 и, переводя выражение из кодированного в явный вид, запишем функцию экстремума:
Из выражения (12) легко получить функцию, позволяющую назначать R при известных h, a, n, L из условия минимального расхода материала:
Полученные зависимости (10), (13) позволяют производить рациональное конструирование решетчатых плит сборного основания дорожных одежд с точки зрения снижения их материалоемкости.
Библиографический список:
1. Орловский В.С. Проектирование и строительство сборных дорожных покрытий. – М.: Транспорт, 1978. – 149 с.
2. Сборные покрытия автомобильных дорог / Под ред. В.М. Мо-гилевича. – М.: Высшая школа, 1972. – 384 с.
3. Патент № 1538607 РФ, 5/06. Дорожная одежда / Б.З. Ша-яхметов, В.П. Никитин, В.М. Сикаченко. – 4163981/23-33; Заявлено 10.11.86; Опубл. 03.90. Бюл. № 3.
4. Сикаченко В.М. Разработка конструкции и оценка напряженно-деформированного состояния жесткой дорожной одежды со сборным основанием из решетчатых плит: Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. техн. наук. – Омск: 1995. – 23 с.
5. ОДН 218.046-01. Проектирование нежестких дорожных одежд.
6. Рекомендации по применению методов математического планирования эксперимента в технологии бетона. – М.: НИИЖБ Госстроя СССР, 1982. – 103 с.