ОБЩЕСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ – ПУТЬ К ПОВЫШЕНИЮ БЕЗОПАСНОСТИ ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (3)
В нормах нового Градостроительного кодекса отсутствуют дефиниция и механизм государственного контроля градостроительной деятельности как системы, включающей элементы контроля за соблюдением:
1) градостроительного законодательства;
2) земельного законодательства;
3) законодательства по охране окружающей среды;
4) законодательства по охране памятников истории и культуры.
Неправомерное сужение объекта и предмета государственного контроля в новом Градостроительном кодексе приведет к нарушению баланса государственных, общественных и частных интересов в рассматриваемой сфере.
Одним из основных принципов законодательства о градостроительстве является обеспечение благоприятных условий проживания населения. Контроль градостроительной деятельности проводится на федеральном и субъектном уровнях. Он создает административные барьеры для хозяйствующих субъектов и затрудняет развитие предпринимательской инициативы.
Уменьшение административных барьеров возможно при эффективном взаимодействии государственного и общественного контроля градостроительной деятельности.
Отстаивать права и законные интересы, нарушенные в результате утверждения схемы территориального планирования, правообладатель может только в судебном порядке.
Органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны рассматривать заявления граждан и их объединений, касающиеся вопросов градостроительной деятельности, затрагивающей их интересы, и в установленные сроки предоставлять им обоснованные ответы. Для реализации имеющихся возможностей граждане и их объединения в случаях, если градостроительная деятельность затрагивает их интересы, имеют право:
– требовать в административном или судебном порядке отмены решения о размещении, проектировании, строительстве, реконструкции или вводе в эксплуатацию объектов в случае нарушения законодательства РФ о градостроительстве;
– требовать в административном или судебном порядке ограничения, приостановления или прекращения деятельности предприятий и других объектов, эксплуатация которых осуществляется с нарушением законодательства Российской Федерации о градостроительстве;
– обжаловать в суде заключения органов государственной экспертизы градостроительной и проектной документации;
– предъявлять в суд иски о возмещении вреда, причиненного здоровью и имуществу граждан в связи с нарушением законодательства РФ о градостроительстве;
– требовать в порядке, предусмотренном действующим законодательством, привлечения к ответственности граждан, виновных в нарушении законодательства РФ о градостроительстве.
Обязанность сохранять природу и окружающую среду, объекты культурного наследия возведена в ранг конституционной в числе немногих других обязанностей граждан и поднята до уровня обязанностей защиты Отечества и уплаты налогов.
Общественный контроль функционирует в целях защиты конституционных и социальных прав граждан.