Особые условия эксплуатации самоходной техники характеризуются высокими удельными нагрузками и скоростями, низкими температурами в сочетании с агрессивным коррозионно-механическим воздействием внешней среды и другими неблагоприятными геолого-климатическими условиями. По тем или иным причинам работа самоходных машин сопровождается интенсивными процессами изнашивания, коррозии, усталости, хладноломкости, снижающими их надежность, долговечность и эффективность применения. Предупреждение критического состояния самоходных машин и восстановление их первоначальных функциональных показателей возможно путем использования реставрационных технологий, предусматривающих целесообразные модернизацию и ремонт.
До 90% отказов самоходной техники вызываются изнашиванием рабочих органов и подвижных соединений, что ставит проблему защиты от износа в число наиболее актуальных, а реставрационные технологии – в разряд широко востребованных. С учетом отечественного и зарубежного опыта на кафедре «Технология металлов» МГСУ разработаны реставрационные и упрочняющие технологии наплавки, напыления, пайки, термической обработки и др.
Для упрочнения ножей (лопаток) дорожных фрез применяли наплавку различными материалами и способами, а также индукционную пайку режущих элементов из спеченных твердых сплавов. Из наплавленных материалов наиболее эффективны борсодержащие покрытые электроды марок КБХ-45 и Х-5, а также композитная наплавка релит-марганцевый мельхиор. Реставрация изношенных ножей непосредственно в трассовых условиях возможна электродами ЦН-16 ванно-дуговым способом. Разработанная технология позволяет восстанавливать ножи шириной 100…120 мм на величину до 60 мм.
С учетом длительной технологии изготовления покрытых электродов и их повышенной стоимости разработали автоматическую электродуговую наплавку по слою порошка под флюсом (рис. 1). Относительная простота и высокая производительность технологии получения наплавочной шихты различного химического состава, малая глубина проплавления основного металла (0,8…1,0 мм) – достоинства этого способа наплавки. Он рекомендуется для упрочнения режущих кромок ножей бульдозеров, бульдозерно-рыхлительных агрегатов, автогрейдеров и других длинномерных деталей.