- Сайт для строителей и снабженцев. Объявления о продаже стройматериалов, статьи о стройматериалах, строительные новости snabjentsi.ru

 
 

 

 

Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика
 

 
Данная информация не является рекламой и не побуждает к совершению каких-либо действий. Настоящее предложение не хуже и не лучше других предложений.
 








 ПРИОРЕТЕТНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ

 

 

Повышение инвестиционной активности в России, и в особенности существенный рост объемов отечественных и зарубежных инвестиций в инвестиционные проекты российских регионов и предприятий, связаны с решением ряда проблем, приоритетными из которых являются:

1. Создание необходимых условий для приоритетного вложения средств в инвестиционные проекты и современные технологии с тем, чтобы эффект и гарантии от вложения капитала в инвестиционные проекты были выше, чем в другие типы проектов. Решение этой проблемы предопределяет необходимость совершенствования на федеральном и региональном уровнях бюджетной, налоговой, социальной, таможенной и другой политики. Положительный опыт решения данной проблемы на основе привлечения иностранных и отечественных инвестиций принадлежит мэрии города Москвы, Администрации Новгородской области и некоторых других регионов, которые достигли значительного роста объемов инвестиций в различных сферах и проектах.

2. Вторая проблема - недостаток на рынке эффективных проектов и предприятий их представляющих. Это касается прежде всего экономически эффективных проектов с высокой степенью рентабельности и относительно небольшим сроком окупаемости. Достаточно обратиться в базы данных международных центров, в которых представлены российские проекты для их совместной реализации с иностранными инвесторами, чтобы убедиться в недостаточном, по объему и содержанию, обоснованию эффективности большинства проектов. Кроме того, эффективные проекты зачастую предлагаются инвесторам неэффективными предприятиями, многие из которых находятся в кризисном состоянии. В связи с этим интерес инвесторов проявляется, прежде всего, к проектам сырьевого комплекса России, а также к федеральным и муниципальным проектам с соответствующими гарантиями возврата капитала. С целью улучшения инвестиционного климата российских предприятий необходим комплекс федеральных мер, направленных на их реструктуризацию, уменьшение кредиторской задолженности и улучшение финансового состояния.

3. Третья проблема - предприятия и регионы не в полной мере владеют механизмами и системными технологиями обоснования и привлечения зарубежных инвестиций в российские проекты. Зачастую все еще функционирует практика разработки технико-экономического обоснования проекта без тщательной проработки делового плана, а для экономически эффективных проектов - бизнес-плана. Там, где вошли в практику бизнес-планы, их разработка, как правило, осуществляется недостаточно качественно, в особенности экономической и финансовой части. При этом, в случае желания привлечь иностранного инвестора, необходимо учесть не только международные требования, к примеру ЮНИДО, но и специальные требования конкретного инвестора и т. д. Решением данной проблемы занимаются многие российские консалтинговые и другие компании. Определенный вклад в ее решение внесла Российская инженерная Академия (секция “Строительство”), коллектив которой под руководством автора настоящей статьи разработал ряд методических документов по составлению бизнес-планов, предложений инвесторам, оценки стоимости и эффективности проектов и др., в которых представлены прозрачные механизмы расчета реальных проектов.

4. Четвертая проблема связана с разработкой современных технологий управления разработкой и реализацией инвестиционных проектов с учетом российской специфики, международного опыта и определенных стандартов. Требования рыночной экономики, современное экономическое состояние Российской Федерации и другие факторы предъявляют новые требования к созданию современных критических технологий управления проектами и деятельностью предприятий, а также регионов и Федерации в целом. Работа над созданием отечественной системы управления инвестиционно-строительными проектами с широким применением компьютерных технологий осуществляется Российской инженерной академией (секцией “Строительство”). Отдельные элементы этой системы изложены автором во втором номере журнала за 1999 год.
Технологии обоснования и привлечения отечественных и зарубежных инвестиций (см. cхему) должны разрабатываться в зависимости от следующих факторов: вида и требований потенциальных инвесторов; формы запроса заемных средств; типа инвестиционных проектов с позиций их эффективности (экономической, социальной, оборонной и т.д.); типа экономически эффективных инвестиционных проектов, направленных либо на их продажу (или сдачу в аренду), либо на выпуск и последующую продажу на рынке определенной номенклатуры продукции (или услуг); вида собственности предприятий, инициирующих создание проекта и их финансовое состояние.
Обоснование и привлечение инвестиций к созданию инвестиционных проектов может осуществляться по двум формам:

1. Приобретение заемных средств на кредитной основе с возвратом кредитов и процентов по ним в установленные сроки.

2. Участие инвестора в полном или частичном финансировании проекта с последующим получением дохода от продажи продукции (оказания услуг) в результате его реализации. При этом эффект достигается, в зависимости от типа проекта, либо за счет продажи проекта (или передачи его в аренду), либо за счет выпуска на созданных основных фондах определенной номенклатуры продукции ( или услуг) и ее продажи на рынке.
Важным фактором принятия решения о выделении инвестором финансовых средств под перечисленные типы проектов является принадлежность проекта к конкретному собственнику - государству, региону, государственному или частному предприятию. Решение вопроса государственной поддержки финансирования инвестиционных проектов также сопряжено с целым комплексом условий. Важнейшим фактором является заинтересованность государства во вложении капитала в эффективные проекты тех предприятий, в которых значительная часть акций принадлежит государству. Для государственных предприятий создается возможность отдачи от вложенного капитала за счет будущей продажи продукции (услуг) на мировых рынках.
Важной составляющей для принятия решения инвестором о выделении на проект финансовых средств является участие инициатора проекта в его реализации путем привлечения собственных оборотных средств предприятия. Проблема создания (прироста) оборотных средств предприятия является одной из сложнейших и требует отдельного рассмотрения.
Решение сформулированных проблем предопределяет необходимость разработки соответствующих общероссийских и региональных нормативно-методических документов. В настоящее время они либо устарели, либо отсутствуют. На наш взгляд, назрела острая необходимость в разработке и доведении до регионов и предприятий следующих механизмов:

1. Порядок и условия получения кредитов в международных финансовых институтах, в частности Мировом банке, Европейском банке реконструкции и развития и др. В данном документе определяются права и обязанности всех сторон, технология получения заемных средств, порядок расчетов всех технико-экономических показателей, формы документов и их содержание, гарантии возврата капитала и т.д.

2. Порядок вложения капитала зарубежными инвесторами в развитие отечественных или создание совместных предприятий и проектов на взаимовыгодной основе, в т.ч. условия участия инвестора в приобретении акций предприятий с соответствующими гарантиями. При этом должны быть определены механизмы списания определенной кредиторской задолженности предприятий, в особенности связанные с неуплатой налогов, начисления по ним пеней и штрафов.

3. Порядок инвестирования федеральных и региональных проектов отечественными инвесторами с созданием льготных схем вложения капитала по всем рассмотренным выше направлениям.
Вышеупомянутые механизмы должны отражать интересы российских регионов и предприятий, а также создать условия для, во-первых, прорыва иностранных инвестиций на российский рынок, и, во-вторых, поворота отечественного капитала на российские проекты под четко определенные гарантии. Реализация предложенных механизмов должна сопровождаться списанием значительных долгов предприятий перед государством, что повлечет за собой стимулирование появления у них необходимых оборотных средств на развитие новых проектов и технологий. Кроме того, предприятиям необходимо предоставить широкомасштабные полномочия и гарантии для создания на их базе совместных с иностранными фирмами структур.

  доктор технических наук, профессор Резниченко В.С.

  

 


 

 
ИСКАТЬ: