ПРИОРЕТЕТНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ
Повышение инвестиционной активности в России, и в особенности существенный
рост объемов отечественных и зарубежных инвестиций в инвестиционные проекты
российских регионов и предприятий, связаны с решением ряда проблем, приоритетными
из которых являются:
1. Создание необходимых условий для приоритетного вложения средств в инвестиционные
проекты и современные технологии с тем, чтобы эффект и гарантии от вложения
капитала в инвестиционные проекты были выше, чем в другие типы проектов. Решение
этой проблемы предопределяет необходимость совершенствования на федеральном
и региональном уровнях бюджетной, налоговой, социальной, таможенной и другой
политики. Положительный опыт решения данной проблемы на основе привлечения иностранных
и отечественных инвестиций принадлежит мэрии города Москвы, Администрации Новгородской
области и некоторых других регионов, которые достигли значительного роста объемов
инвестиций в различных сферах и проектах.
2. Вторая проблема - недостаток на рынке эффективных проектов и предприятий
их представляющих. Это касается прежде всего экономически эффективных проектов
с высокой степенью рентабельности и относительно небольшим сроком окупаемости.
Достаточно обратиться в базы данных международных центров, в которых представлены
российские проекты для их совместной реализации с иностранными инвесторами,
чтобы убедиться в недостаточном, по объему и содержанию, обоснованию эффективности
большинства проектов. Кроме того, эффективные проекты зачастую предлагаются
инвесторам неэффективными предприятиями, многие из которых находятся в кризисном
состоянии. В связи с этим интерес инвесторов проявляется, прежде всего, к проектам
сырьевого комплекса России, а также к федеральным и муниципальным проектам с
соответствующими гарантиями возврата капитала. С целью улучшения инвестиционного
климата российских предприятий необходим комплекс федеральных мер, направленных
на их реструктуризацию, уменьшение кредиторской задолженности и улучшение финансового
состояния.
3. Третья проблема - предприятия и регионы не в полной мере владеют механизмами
и системными технологиями обоснования и привлечения зарубежных инвестиций в
российские проекты. Зачастую все еще функционирует практика разработки технико-экономического
обоснования проекта без тщательной проработки делового плана, а для экономически
эффективных проектов - бизнес-плана. Там, где вошли в практику бизнес-планы,
их разработка, как правило, осуществляется недостаточно качественно, в особенности
экономической и финансовой части. При этом, в случае желания привлечь иностранного
инвестора, необходимо учесть не только международные требования, к примеру ЮНИДО,
но и специальные требования конкретного инвестора и т. д. Решением данной проблемы
занимаются многие российские консалтинговые и другие компании. Определенный
вклад в ее решение внесла Российская инженерная Академия (секция “Строительство”),
коллектив которой под руководством автора настоящей статьи разработал ряд методических
документов по составлению бизнес-планов, предложений инвесторам, оценки стоимости
и эффективности проектов и др., в которых представлены прозрачные механизмы
расчета реальных проектов.
4. Четвертая проблема связана с разработкой современных технологий управления
разработкой и реализацией инвестиционных проектов с учетом российской специфики,
международного опыта и определенных стандартов. Требования рыночной экономики,
современное экономическое состояние Российской Федерации и другие факторы предъявляют
новые требования к созданию современных критических технологий управления проектами
и деятельностью предприятий, а также регионов и Федерации в целом. Работа над
созданием отечественной системы управления инвестиционно-строительными проектами
с широким применением компьютерных технологий осуществляется Российской инженерной
академией (секцией “Строительство”). Отдельные элементы этой системы изложены
автором во втором номере журнала за 1999 год.
Технологии обоснования и привлечения отечественных и зарубежных инвестиций (см.
cхему) должны разрабатываться в зависимости от следующих факторов: вида и требований
потенциальных инвесторов; формы запроса заемных средств; типа инвестиционных
проектов с позиций их эффективности (экономической, социальной, оборонной и
т.д.); типа экономически эффективных инвестиционных проектов, направленных либо
на их продажу (или сдачу в аренду), либо на выпуск и последующую продажу на
рынке определенной номенклатуры продукции (или услуг); вида собственности предприятий,
инициирующих создание проекта и их финансовое состояние.
Обоснование и привлечение инвестиций к созданию инвестиционных проектов может
осуществляться по двум формам:
1. Приобретение заемных средств на кредитной основе с возвратом кредитов и процентов
по ним в установленные сроки.
2. Участие инвестора в полном или частичном финансировании проекта с последующим
получением дохода от продажи продукции (оказания услуг) в результате его реализации.
При этом эффект достигается, в зависимости от типа проекта, либо за счет продажи
проекта (или передачи его в аренду), либо за счет выпуска на созданных основных
фондах определенной номенклатуры продукции ( или услуг) и ее продажи на рынке.
Важным фактором принятия решения о выделении инвестором финансовых средств под
перечисленные типы проектов является принадлежность проекта к конкретному собственнику
- государству, региону, государственному или частному предприятию. Решение вопроса
государственной поддержки финансирования инвестиционных проектов также сопряжено
с целым комплексом условий. Важнейшим фактором является заинтересованность государства
во вложении капитала в эффективные проекты тех предприятий, в которых значительная
часть акций принадлежит государству. Для государственных предприятий создается
возможность отдачи от вложенного капитала за счет будущей продажи продукции
(услуг) на мировых рынках.
Важной составляющей для принятия решения инвестором о выделении на проект финансовых
средств является участие инициатора проекта в его реализации путем привлечения
собственных оборотных средств предприятия. Проблема создания (прироста) оборотных
средств предприятия является одной из сложнейших и требует отдельного рассмотрения.
Решение сформулированных проблем предопределяет необходимость разработки соответствующих
общероссийских и региональных нормативно-методических документов. В настоящее
время они либо устарели, либо отсутствуют. На наш взгляд, назрела острая необходимость
в разработке и доведении до регионов и предприятий следующих механизмов:
1. Порядок и условия получения кредитов в международных финансовых институтах,
в частности Мировом банке, Европейском банке реконструкции и развития и др.
В данном документе определяются права и обязанности всех сторон, технология
получения заемных средств, порядок расчетов всех технико-экономических показателей,
формы документов и их содержание, гарантии возврата капитала и т.д.
2. Порядок вложения капитала зарубежными инвесторами в развитие отечественных
или создание совместных предприятий и проектов на взаимовыгодной основе, в т.ч.
условия участия инвестора в приобретении акций предприятий с соответствующими
гарантиями. При этом должны быть определены механизмы списания определенной
кредиторской задолженности предприятий, в особенности связанные с неуплатой
налогов, начисления по ним пеней и штрафов.
3. Порядок инвестирования федеральных и региональных проектов отечественными
инвесторами с созданием льготных схем вложения капитала по всем рассмотренным
выше направлениям.
Вышеупомянутые механизмы должны отражать интересы российских регионов и предприятий,
а также создать условия для, во-первых, прорыва иностранных инвестиций на российский
рынок, и, во-вторых, поворота отечественного капитала на российские проекты
под четко определенные гарантии. Реализация предложенных механизмов должна сопровождаться
списанием значительных долгов предприятий перед государством, что повлечет за
собой стимулирование появления у них необходимых оборотных средств на развитие
новых проектов и технологий. Кроме того, предприятиям необходимо предоставить
широкомасштабные полномочия и гарантии для создания на их базе совместных с
иностранными фирмами структур.
доктор технических наук, профессор Резниченко В.С.