ГРАДОСТРОИТЕЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА В ИНЖЕНЕРНО-СТРОИТЕЛЬНЫХ ВУЗАХ
На протяжении многих десятилетий градостроительство в нашей
стране отражало социально-экономические процессы, свойственные административно-командной
системе управления, и, как правило, осуществлялось экстенсивными методами. При
таком подходе в градостроительном образовании было сильно влияние “экстенсивных”
методов преподавания, направляемых в течение десятилетий на незначительные изменения
учебных планов и программ. В новых социально-экономических условиях градостроительное
образование должно отражать динамично меняющиеся требования градостроительства
и архитектуры, учитывать заказ на новые пространственные формы и системы, материалы,
высокое качество среды жизнедеятельности. Только так нам удастся развивать градостроительную
школу и не позволить угаснуть и деградировать инженерному искусству.
Для совершенствования градостроительного образования инженера-градостроителя,
ориентированного в будущее, очевидна необходимость ревизии учебного процесса
в строительных вузах. В стандарте специалиста инженера-градостроителя,
в учебном плане и рабочих программах должна быть заложена объективная
“идеология” формирования списка дисциплин и их преподавания. При этом
статус градостроительного образования, определяющего общую и профессиональную
культуру специалистов строительного комплекса и управленческих структур
города и, следовательно, учебную политику в вузах, должен быть значительно
повышен.
Подготовка инженеров для градостроительной деятельности должна прежде
всего базироваться на взаимопроникновении концепций преподавания в строительных
и архитектурных вузах. Для реализации такого процесса должно быть заложено
единое понимание градостроительных объектов, являющихся плодом совместной
архитектурной и инженерной мысли и осуществляемых общими усилиями архитекторов
и строителей. При этом, как известно, архитекторам необходимо понимание
инженерно-технических условий формирования городской и сельской среды,
умение осмыслить и перевести в художественную форму эти условия. Инженеры-градостроители,
в свою очередь, должны понимать функционально-эстетические градостроительные
задачи формирования среды городских и сельских поселений, уметь учесть
потребности градостроительства в новых технологиях и формальных методах
оценки качества проектируемой среды, а также поддержать и обеспечить градостроительную
идею архитектора и реализовать ее в натуре.
При таком подходе градостроительная подготовка инженеров-градостроителей
в инженерно-строительных вузах не будет копировать градостроительную подготовку
архитекторов-градостроителей и, как следствие, имитировать градостроительное
проектирование, создающее лишь иллюзию приобщенности к архитектурному
творчеству. Кроме того, это позволит обеспечить требуемую комплексность
в изучении дисциплин и тем самым выполнить роль инженера-градостроителя
в решении архитектурных задач организации среды при градостроительном
проектировании, связанную с умением профессионально учитывать формализуемые
факторы.
Для формирования знаний об этих факторах нужны фундаментальная научно-методическая
база и новый способ мышления, современное представление об основах градостроительного
проектирования как единой системы, раскрывающей функционально-технологические,
физико-технические и технические проблемы комплексного осуществления идей
градостроительства.
Необходимость совершенствования градостроительного образования в новых
социально-экономических условиях обусловлена требованиями обеспечения
методологического единства мышления и комплекса действий при проектировании,
новым отношением к среде жизнедеятельности и новыми знаниями о ней, формируемыми
не на ощупь, а на моделях, позволяющих целенаправленно и объективно осуществлять
на практике анализ и синтез процессов в природе и обществе.
Как известно, проектируемая среда для жизни людей описывается как результат
процесса взаимодействия пространственных объектов (рис.1), обусловливающего
порядок преобразования и вмешательства в природу в зависимости от степени
использования пространств замкнутого построения (здания и сооружения),
открытого построения (городские территории в уровне земли), земли и надземных
территорий (эксплуатируемые плоские крыши, платформы и пр.). Сложный комплекс
проблем, требующих решения при проектировании городских и сельских поселений,
согласно данной модели, обусловливает разработку соответствующей системы
обучения. Причем, мировоззренческий аспект обучения должен быть ориентирован
не на самодостаточность или приоритет, а на объективные тенденции развития
градостроительства, учет этих требований при формировании эксплуатируемой
среды, взаимосвязь градостроительной подготовки инженеров и архитекторов.
Формирование системы обучения обусловлено принципами использования при
градостроительном планировании и “физическом” проектировании особенностей
взаимодействия объектов представленной модели, предполагающих шесть их
сочетаний. Данное обстоятельство следует положить в основу разработки
учебных планов, программ, написания учебников и учебных пособий, методических
рекомендаций, выполнения научных исследований.
Предположим, в качестве объекта, требующего в соответствии с задачей обучения более глубокого
изучения, принят объект IV - надземные территории. В этом случае объективно
формируется группа сочетания трех объектов (рис.2), включающая информацию
о надземных территориях относительно зданий и сооружений (объект I), городской
территории в уровне земли (объект II) и земли (объект III).
Окончание следует
профессор, д.т.н. Забегаев А.В., профессор, д.т.н. Теличенко В.И., профессор, доктор архитектуры Алексеев Ю.В.