- Сайт для строителей и снабженцев. Объявления о продаже стройматериалов, статьи о стройматериалах, строительные новости snabjentsi.ru

 
 

 

 

Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика
 









 ГРАДОСТРОИТЕЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА В ИНЖЕНЕРНО-СТРОИТЕЛЬНЫХ ВУЗАХ

 

 

На протяжении многих десятилетий градостроительство в нашей стране отражало социально-экономические процессы, свойственные административно-командной системе управления, и, как правило, осуществлялось экстенсивными методами. При таком подходе в градостроительном образовании было сильно влияние “экстенсивных” методов преподавания, направляемых в течение десятилетий на незначительные изменения учебных планов и программ. В новых социально-экономических условиях градостроительное образование должно отражать динамично меняющиеся требования градостроительства и архитектуры, учитывать заказ на новые пространственные формы и системы, материалы, высокое качество среды жизнедеятельности. Только так нам удастся развивать градостроительную школу и не позволить угаснуть и деградировать инженерному искусству.
Для совершенствования градостроительного образования инженера-градостроителя, ориентированного в будущее, очевидна необходимость ревизии учебного процесса в строительных вузах. В стандарте специалиста инженера-градостроителя, в учебном плане и рабочих программах должна быть заложена объективная “идеология” формирования списка дисциплин и их преподавания. При этом статус градостроительного образования, определяющего общую и профессиональную культуру специалистов строительного комплекса и управленческих структур города и, следовательно, учебную политику в вузах, должен быть значительно повышен.
Подготовка инженеров для градостроительной деятельности должна прежде всего базироваться на взаимопроникновении концепций преподавания в строительных и архитектурных вузах. Для реализации такого процесса должно быть заложено единое понимание градостроительных объектов, являющихся плодом совместной архитектурной и инженерной мысли и осуществляемых общими усилиями архитекторов и строителей. При этом, как известно, архитекторам необходимо понимание инженерно-технических условий формирования городской и сельской среды, умение осмыслить и перевести в художественную форму эти условия. Инженеры-градостроители, в свою очередь, должны понимать функционально-эстетические градостроительные задачи формирования среды городских и сельских поселений, уметь учесть потребности градостроительства в новых технологиях и формальных методах оценки качества проектируемой среды, а также поддержать и обеспечить градостроительную идею архитектора и реализовать ее в натуре.
При таком подходе градостроительная подготовка инженеров-градостроителей в инженерно-строительных вузах не будет копировать градостроительную подготовку архитекторов-градостроителей и, как следствие, имитировать градостроительное проектирование, создающее лишь иллюзию приобщенности к архитектурному творчеству. Кроме того, это позволит обеспечить требуемую комплексность в изучении дисциплин и тем самым выполнить роль инженера-градостроителя в решении архитектурных задач организации среды при градостроительном проектировании, связанную с умением профессионально учитывать формализуемые факторы.
Для формирования знаний об этих факторах нужны фундаментальная научно-методическая база и новый способ мышления, современное представление об основах градостроительного проектирования как единой системы, раскрывающей функционально-технологические, физико-технические и технические проблемы комплексного осуществления идей градостроительства.
Необходимость совершенствования градостроительного образования в новых социально-экономических условиях обусловлена требованиями обеспечения методологического единства мышления и комплекса действий при проектировании, новым отношением к среде жизнедеятельности и новыми знаниями о ней, формируемыми не на ощупь, а на моделях, позволяющих целенаправленно и объективно осуществлять на практике анализ и синтез процессов в природе и обществе.
Как известно, проектируемая среда для жизни людей описывается как результат процесса взаимодействия пространственных объектов (рис.1), обусловливающего порядок преобразования и вмешательства в природу в зависимости от степени использования пространств замкнутого построения (здания и сооружения), открытого построения (городские территории в уровне земли), земли и надземных территорий (эксплуатируемые плоские крыши, платформы и пр.). Сложный комплекс проблем, требующих решения при проектировании городских и сельских поселений, согласно данной модели, обусловливает разработку соответствующей системы обучения. Причем, мировоззренческий аспект обучения должен быть ориентирован не на самодостаточность или приоритет, а на объективные тенденции развития градостроительства, учет этих требований при формировании эксплуатируемой среды, взаимосвязь градостроительной подготовки инженеров и архитекторов.
Формирование системы обучения обусловлено принципами использования при градостроительном планировании и “физическом” проектировании особенностей взаимодействия объектов представленной модели, предполагающих шесть их сочетаний. Данное обстоятельство следует положить в основу разработки учебных планов, программ, написания учебников и учебных пособий, методических рекомендаций, выполнения научных исследований.

Предположим, в качестве объекта, требующего в соответствии с задачей обучения более глубокого изучения, принят объект IV - надземные территории. В этом случае объективно формируется группа сочетания трех объектов (рис.2), включающая информацию о надземных территориях относительно зданий и сооружений (объект I), городской территории в уровне земли (объект II) и земли (объект III).

Окончание следует

  профессор, д.т.н. Забегаев А.В., профессор, д.т.н. Теличенко В.И., профессор, доктор архитектуры Алексеев Ю.В.

  

 


 

 
ИСКАТЬ: