ГРАДОСТРОИТЕЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА В ИНЖЕНЕРНО-СТРОИТЕЛЬНЫХ ВУЗАХ (ОКОНЧАНИЕ)
Такой подход позволяет, во-первых, дифференцированно подойти к градостроительному
образованию с учетом специфики специализаций и профилизаций. Во-вторых,
объективно сбалансировать рабочие программы и планы дисциплин и курсов.
В-третьих, обеспечить высокий профессиональный уровень содержания программ,
учебных пособий и учебников, так как устанавливается порядок в организации
учебно-методической работы. В-четвертых, целенаправленно и в нужном объеме
корректировать учебные планы, программы, так как появляется возможность
осуществлять мониторинг в образовании. В-пятых, организовать обучение,
которое не будет противоречить в практической градостроительной деятельности
требованиям комплексности в освоении территории и мешать осознанному компромиссу
при решении частных градостроительных задач.
К проблеме совершенствования градостроительного образования относится
подготовка специалистов, способных управлять процессом градостроительного
развития, работая в системе городского и регионального планирования органов
местных самоуправлений: мэрии, префектуры, округа, а также горкомархитектуры,
института генплана и др. В этой связи подготовка инженеров-строителей
должны быть направлена на понимание целостной картины современной градостроительной
деятельности, ее содержания и целей; реальной жизни создаваемых градостроительных
образований, обусловленных взаимосвязями процессов планирования и “физического”
проектирования с процессами строительства и эксплуатации. Это не менее
сложная и важная задача, чем освоение принципов функционирования рассмотренной
модели взаимодействия объектов в градостроительных образованиях.
Для решения задач на уровне органов местных самоуправлений инженерам-градостроителям
необходимы новые знания в области территориально-пространственного формирования
региона, городского и сельского поселения и управления ими с помощью специальных
процедур и методов; менеджмента, обеспечивающего взаимосвязь между заказчиком,
администрацией, подрядчиком, жителями города; обеспечения организованного
и умелого использования природных ресурсов и защиты окружающей среды,
формирования юридически грамотных градостроительных решений, основанных
на знании экономических последствий предлагаемых вариантов и пр.
Реформа градостроительного образования, обусловленная современными особенностями
градостроительного развития и градостроительной деятельности, нуждается
в сбалансированном подходе к формированию профессорско-преподавательского
состава. Учитывая специфику образования в строительных вузах, целесообразно
ориентироваться на преподавателей, тяготеющих к формальным методам оценки
качества проектируемой городской и сельской среды. Это позволит объединить
профессиональные качества преподавателей-архитекторов и инженеров на основе
разумного сочетания личных интересов в реализации их научной, проектной,
методической квалификации и тем самым послужит основой для совершенствования
связей в структуре градостроительной деятельности и в системе управления
градостроительным развитием.
Для полноценного реформирования градостроительного образования, позволяющего
будущим инженерам-градостроителям в процессе обучения получать необходимые
практические навыки, а преподавателям постоянно повышать свою квалификацию,
необходимо под патронажем городских властей создать научно-проектные хозрасчетные
подразделения. В Московском государственном строительном университете,
например, таковым является научно-проектный институт “Градостроительство
и архитектура”, использующий свой накопленный потенциал в области реконструкции
для помощи Москве. Причем, структура и деятельность данного института
не подменяет деятельность подразделений Москомархитектуры, НИиПИГенплана
г. Москвы, а наоборот, дополняет ее по важным и не разработанным в настоящее
время направлениям.
Предлагаемый путь рационального обновления градостроительного образования
в строительных вузах позволит повысить престиж инженера-градостроителя,
привлечь внимание городских властей, заинтересованных в скорейшей модернизации
системы управления и городского планирования, подключить к системе градостроительного
образования ведущих специалистов-градостроителей; повысить престиж России
в области градостроительного образования в мире.
профессор, д.т.н. Забегаев А.В., профессор, д.т.н. Теличенко В.И., профессор, доктор архитектуры Алексеев Ю.В.